O'Connor


Усилитель Мирный Атом Mk.III

Характеристики: пара однотактных моноблоков на 6Н8С и 300В

Идея собрать пару моноблоков появилась вследствие нескольких, не связанных друг с другом причин. Во-первых, недостаточная мощность моего нынешнего усилителя, отлично справляющегося с джазом, но пасующего перед хард-роком. Во-вторых, попавшаяся на глаза интересная схема западного специалиста. И, в-третьих, особенности этой схемы.
Схема нашлась в книге М.В. Торопкина "Ламповый усилитель своими руками". Там она дана лишь обзорно, заострено внимание на отдельных деталях, дана в целом положительная характеристика. Дальнейшее копание привело к авторс- кому описанию схемы на английском и переводе, опубликованном в журнале "Вестник А.Р.А" 5 за 1998 год. По прочтении складывается ощущение, что автор - Х. Рейчерт - экстремист-аудиофил, потому как настаивает на приме- нении конкретных элементов и полностью отвергает даже мысль об замене. В целом схема хрестоматийная: три триодных каскада с анодной нагрузкой, но в реализации можно отметить несколько занятных деталей:
- применение спаренных резисторов для уменьшения собственных шумов;
- автосмещение для 300В на резисторе 1кОм 50Вт (!);
- применение в пи-фильтре малых емкостей (47мкФ);
- тройной запас по току анодной обмотки силового трансформатора;
- с целью стабилизации питания обеспечена утечка порядка 25% тока анодной обмотки через резистор 50кОм 50Вт.

Три последних пункта отражают решение Рейчертом классической проблемы однотактника - бубнения в басу. Его усилитель создан для динамики, для легкого воспроизведения чего угодно, без попыток "запасти энергию на случай пикового потребления".

Дополнить схему, в общем-то, нечем. Отдельные фокусы, касающиеся в большей степени монтажа, я почерпнул у Моргана, в двух его великолепных книгах.

Проблем с конструированием в этот раз было много. Во-первых, автор рекомен- дует медное шасси. В наших хозяйственных купить можно уже все, что угодно, но чем делать отверстия? Памятуя как тяжело мне далось шасси под Mk.I, я решил сделать ход конем: приобрел на ebay набор пробойников для отверстий большого диаметра, с размерами как раз для ламповой аппаратуры.

Трансформаторы были заказаны в аудиоинструменте-->, сетевые на этот раз взял с пропиткой, чтобы не шумели.

Часть деталей приобретена на Митино, часть - в салоне Гирос и Чип и Дипе. При первом взгляде на схему видно, что в ней есть несколько узких позиций, с которыми я изрядно намучился. Это резисторы на 50Вт, которых я обыскался на рынке. Это конденсаторы в 47-100мкФ на 500В, которые оказались страшным дефицитом в силу популярности представленной схемы, и если 2х47х500В Jensen ля фильтра я приобрел без вопросов, то вот 100х500В пришлось собирать из двух последовательно соединенных 220 с выравнивающими резисторами. Эта позиция - первая в очереди на замену.

В качестве общей шины взял медную полоску 15х1,5, получилось как у взрослых. Выпрямители накальных цепей смонтировал на отдельной плате, что оказалось чрезвычайно удобно, тем более, что каждый диод оснащен отдельным радиатором. Вообще с накалом получилось много трудностей из-за не особо точных данных трансформатора. В качестве временного варианта сейчас я корректировал накалы с помощью резисторов, в дальнейшем постараюсь добыть указанные в авторской схеме дроссели и дополнить схему. Кроме того, пришлось дополни- тельно подать на накал 6Н8С положительное напряжение порядка 25в, чтобы устранить шум. От себя добавил небольшую свистульку в виде индикатора выходной мощностина 6Е1П. ---->

Как ни странно, схема заработала сразу, и достаточно точно, лишив меня приятной необходимости поиска ошибок. Тем не менее, окончательную настройку я отложил до тех пор, пока не найду оставшиеся детали. На данный момент гоняю как есть, для прогрева и поиска неисправностей.

Даже ненастроенная схема звучит очень хорошо. Звук отчетливый и чистый, но при этом не резкий, видимо, это и есть "триодное звучание". Более подробный отчет напишу после окончательной настройки




Главная


Назад


Фото