O'Connor

Хибины 07 (I к.c.)

Хибины 2007 - поход выстраданный и долгожданный. Маршрут был подготовлен и обсчитан давно, но в течение двух лет я не мог подобрать попутчиков. Так или иначе, группа собралась и отправилась в поход, заявленный первой категорией сложности. Началось все с того, что мы едва не пропустили станцию Имандра и Пете пришлось выбегать из вагона с рюкзаком в одной руке и кружкой кипятка в другой. Несмотря на сумбурную высадку мы достаточно организованно добрались до первой стоянки и разбили лагерь на песчаной косе на озере Имандра. Первая дневка прошла незаметно, благо коса позволяла длительные прогулки. Указанный в маршрутке переход следующего дня было решено разбить на два и убить двух зайцев: заглянуть в ущелье Аку-Аку и избежать неприятного перехода по руслу Гольцовки. Как и следовало ожидать, первый переход группа шла с большим трудом, но тем не менее нам удалось встать практически там, где предполагалось. Кольский баловал нас отличной погодой и позволил вдоволь погулять по тундрам вокруг Хибинпахкчорра. Единственный минус - на стоянке было множество гнуса, хотя жаловаться на это грех. Переход на Часнайок оказался не так прост. До стрелки все шло хорошо, но как только подошли к реке оказалось, что переправиться по суху практически невозможно. Поиск переправы сыграл с нами впоследствии злую шутку: мы отошли южнее стрелки Часнайока метров на 500 и даже немного прошли по тропе не в ту сторону, так что потом пришлось возвращаться. В довершение начался сильный ливень и все промокли до нитки. Решено было встать на первой же удобной стоянке на Часнайоке (и, как оказалось, единственной на левом берегу). Весь вечер и часть следующего дня были посвящены сушке вещей и изготовлению альпенштоков для Пети и Арины. Вечером 26 июля вышли к Южному Чорргору. Погода послана богами как по заказу - ни облачка и приятный ветерок. Около полуночи Южный Чорргор был взят без особых затруднений, исключая разве что камень, который Петя ударил ногой. С перевала спустились организованно, без особых трудностей нашли дорогу и вышли по ней на запланированную стоянку между озер в долине Кунийок. Впоследствии оказалось, что этот переход был прямо-таки образцовым. На дневке 27 числа обнаружились мои ошибки в расчете календарного графика: я не указал в маршрутке задуманную дневку. Ошибка не критическая - у нас были дни в запасе, но я до сих пор не понимаю как так получилось :). Мы с Петей сходили на базу КСС, отметили маршрутку и договорились насчет бани на следующий день. Баня - вот что действительно нужно туристу для счастья! Три часа удовольствия, и больше нет ни грязи, ни усталости. Отдельно запомнилась группа иностранных туристов, остановившаяся у спасателей и с интересом наблюдавшая за нашим искренним восторгом... 29 июля мы начали переход к Академическому озеру. Кунийок в месте брода был глубже, чем ожидалось, хотя и относительно спокоен. Сразу после брода ходили смотреть водопад Рисчорра. И вот здесь, на подходе к Рисчорру я как руководитель допустил серьзный промах: вместо того, чтобы идти хоженой тропой на Южный Рисчорр я втащил группу между Куэльпорром и пиком Марченко. Полтора часа перехода и масса сил были безвозвратно потеряны. Тем не менее, у группы хватило боевого духа, чтобы продолжить переход и покорить-таки Южный Рисчорр вслед за бойкой группой из Херсона. Более не отклоняясь от маршрута к вечеру вышли на берег Академического озера, приготовили на газу ужин и легли спать. На самый сложный и непредсказуемый наш переход я вышел с больным горлом и холодной головой. В подобном состоянии решительности шла вся группа и нам удалось преодолеть сложный спуск к истоку Тульйока до пришедшего из Кировска грозового ливня. Переждав дождь и слегка обсохнув на солнце мы двинулись дальше, по направлению к Ворткеуайву, цивилизации, шампанскому и крабовым палочкам. Но неприятности начались на спуске с перевала: он сильно осыпался в результате горных разработок. Тропинка, шедшая раньше по центру перевала обернулась курумником, кишащим комарами. В довершение имелся еще ледник, оканчивавшийся обрывом. Обход по правой стороне так же казался опасным из-за слишком крутого склона, только что политого дождем. Спуск с перевала занял 2 часа, и в половине двенадцатого переутомленная и звереющая группа вышла к центральному руднику. А около часа мы уже сидели на остановке напротив горсовета и пили шампанское, безо всякой надежды устроиться в это время в гостиницу. Здесь-то нас и подобрала девушка Филя, жительница города Кировска. Переночевав в квартире у Фили в компании группы туристов из Питера мы отправились к гостинице Спорт, без проблем устроились и до вечера отдыхали. Вечер 31го июля мы провели за стаканом пива "Кольское" в компании нашей гостеприимной подруги. У нас в гостинице появились соседи - группа, встреченная нами у базы КСС. До пяти утра не смолкали задорные туристические песни. 1 августа было посвящено культурной программе. Объединившись двумя группами мы посетили недавно открывшийся в Кировске музей, посвященный творчеству Венички Ерофеева, а потом музей камня. После этого я группу оставил и вернулся в гостиницу с целью пересчитать еду и уточнить раскладку. Как выяснилось, дополнительно приобретать продукты в Кировске не нужно. С утра вызвали такси и отправились к подножью Рамзая. Здесь случилась небольшая накладка: таксист, видимо, по ошибке, завез нас практически на Кукисвумчорр и нам пришлось несколько километров возвращаться. Этот крюк сбил настрой группы, и для поднятия сил было решено пообедать "на последних дровах" перед Рамзаем. Из остатков продуктов был сварен суп, в котором стоял половник - гордость походного кулинара. Бойко взошли на Рамзай, не переставая благодарить богов за погоду: еще с утра плотные облака скрывали горы, к вечеру же небо опять расчистилось и перевал был открыт. Неприятным сюрпризом оказалась сильно разлившаяся даже в верхнем течении Малая белая - практически с самого перевала начинался заболоченный курумник. Решили не идти до запланированной стоянки на ручье Ферсмана и остановиться у озера. Последний переход 3 августа не таил в себе никаких особенных трудностей кроме, разве что, километража. Не успели мы пройти полчаса как встретили Филю, возвращавшуюся от станции домой и предпредившую нас о проводящейся в районе моста ролевой игре. В предвкушении встречи с французским королем Филиппом Вторым мы продолжили путь. На ручье Ферсмана устроили купание. К вечеру подошли к мосту через Малую Белую и были неприятно удивлены тем, что единст- венная удобная стоянка занята "тамплиерами". В течение часа искали удобное место и с трудом встали буквально в полуметре от тропы. День 4го августа прошел в нетерпеливом ожидании вечернего поезда. Около 20.00 мы собрали лагерь и выдвинулись к станции и в 23.45 с трудом сели в поезд Мурманск-Москва на станции Хибины. В общем и целом поход прошел хорошо. Серьезных травм, если не считать ветки, попавшей Паше в глаз, не было. Принципиальных разногласий не было. Отклонений от нитки машрута не было. Зато была дружеская атмосфера, взаимопонимание и ненавязчивая дисциплина. Большое спасибо за это моей группе: Вуйцику Петру, Саломатиной Арине и Гришелю Павлу