Главная

Назад


Размышление о Hi-End

Что Вы знаете о звуке? Школьный курс - колебания разной частоты и амплитуды, распространяющиеся в какой-то там среде... Голая физика, ничего сверхъестественного. И тем не менее, в какой-то момент из этих скучных колебаний рождается Музыка, маленькое чудо, не подлежащее описанию и пониманию человека. Но чудес, как известно, не бывает, и все, что поначалу кажется нам чудом на поверку оказывается просто искусно выполенным творением человеческих рук. Так и музыка, если отстраниться от эмоций - лишь набор колебаний разной частоты...

Так сложилось, что я пытался изучать теорию звука и музыки, основы психоакустики. Пропустил через себя массу монографий и интервью, учебников и отзывов - ведь проблемой восприятия звука и поисками "истины за пределами до-ре-ми" занимались многие светлые головы, от физиков до композиторов.

И я заметил интересный факт: все они, за исключением только фанатиков собственных идей, в конце концов приходят к выводу, что ближе всего человеку звуки природные - звуки, в среде которых он эволюционировал. Именно поэтому "до-ре-ми" - единственный возможный вариант звукоряда, так как основан на кратности частот, а именно так образуется абсолютное большинство звуков в природе. Ведь каждая поверхность - от корпуса музыкального инструмента до глади морской воды способна излучать звук только в виде набора гармоник.

Но в этой статье я задумывал писать не совсем об этом. Все мы - жители информационного мира, и звук в чистом виде уже давно труднодоступная роскошь. Сплошь и рядом используется звукозапись в различных вариантах. Но что такое "идеальный тракт звуковоспроизведения"? Это такой тракт, в котором отсутствуют искажения и потери. Что на входе, то и на выходе.

Искажения, вносимые трактом, лучше всего характеризуются АЧХ - амплитудно-частотной характеристикой. Идеал - горизонтальная прямая, недостижимая ситуация, когда на каждой частоте диапазона усиление сигнала одинаковое. Подчеркиваю: недостижимая ситуация, так как сколь бы больших высот не достигло качество нашей техники законы физики не преодолеть.

Так как же быть? Где искать истинного звука в этом несовершенном мире? На этот счет у "паладинов Hi-End" есть две, противоборствующие точки зрения. Одни полагают, что идеальной АЧХ можно добиться путем введения обратных связей, темброблоков, тонкомпенсаторов и т.д., то есть нивелируя на слух погрешности в изготовлении собственно тракта. Другие же, напротив, стремятся упростить до минимума конструкцию тракта и приблизить звучание к натуральному.

Обе точки зрения, безусловно, имеют право на существование, хотя первая значительно прочнее стоит на ногах - она ближе пониманию. Понятно, что путем многократного введения фильтров можно добиться "той самой" АЧХ. Но нет у соловья ручки регулировки средних частот. Нет у шума водопада функции "Superbass". Любой частотный фильтр на пути звука - это уже изменение его, а совершенное нельзя улучшить.

Мне довелось услышать ламповый усилитель с соотношением сигнал/шум порядка 115дб. Тот факт, что работа усилителя заметна лишь по горению ламп действительно производит впечатление. И звучание его было великолепное - достаточно тщательная деталировка, аккуратные тембры... Но он лгал. Не стесняясь добавлял скрипке скрипкости и барабану - барабанности. Делал все, чтобы подчеркнуть свое умение подражать оригиналу. И общее впечатление как от очень красивого, но мертвого зверька.

Поэтому, на мой взгляд, борьба за идеальную АЧХ посредством искусственного выравнивания обречена на провал. Она убивает звук, делает его не таким, каков он есть, а таким, как мы о нем думаем. Но есть другой путь. Более затратный и... странный. Да и как иначе можно назвать усилитель состоящий из одной-единственной лампы без единого пассивного элемента, но требующий для себя источника питания высочайшего качества, трансформаторов, намотанных чистым серебром, особого припоя... В подобных конструкциях звук не пропускают через сито. Он течет практически свободно, лишь слегка формируясь согласно нашим потребностям.

Возможно, этот текст получился слегка путанным, но со временем я раскрою его, дополнив примерами из собственного постоянно пополняющегося опыта.

Чистого Вам звука!