Главная

Назад


Православие и Я

За все время существования ресурса я неоднократно говорил и писал о вере как о психологическом явлении, о разнице между понятиями "религия" и "вера", об условности первого и необходимости второго. Все эти рассуждения разбросаны по разным статьям в связи с тем, что вера в них рас- сматривается как общее понятие философии. В этой статье я постараюсь изложить свои размышления о вере как о вере в Бога, о конкретной религии - православии, причем с большим уклоном в социо-культурное и философское значение этих явлений.

Я не буду оригинален, если скажу, что православие как религия, со своей системой ценностей и своим религиозным календарем тесно связано с русской культурой. Об этом неоднократно писали и историки, рассуждающие о крещении Руси князем Владимиром и интересующиеся дальнейшими транс- формациями православия, и теологи, доказывающие неразрывность понятий "русский" и "православный". Даже в школьной программе заостряется внимание на совпадении некоторых языческих и православных праздников, на "логичном" с точки зрения сельского хозяйства расположении постов, и т.п. Вполне объяснимо, что языческий народ, принявший чужую религию слегка трансформировал ее под себя, под свои традиции, обычаи и, в конце концов, географическое положение. И теперь кажется вполне логичным, что после обжорной масленичной недели наступает великий пост - хотя это события, скажем так, разных календарей.

Но что такое православие с точки зрения философии? Отбросим пресловутый "русский менталитет", отбросим исторические реалии нашей страны - возьмем некоего абстрактного Homo Sapiens, гражданина мира, без национальности. Наделим его разумом и склонностью к анализу, отметем заранее вариант фанатизма - то есть допустим, что он выбрал свою религию головой и сердцем, выбрал то, что было ему ближе. Почему православие?

Повторюсь: я не собираюсь сравнивать разные религии по строгости постов, количеству необходимых ежедневных молитв и объему святых книг. Я недостаточно хорошо разбираюсь в тонкостях других религий, да и не нужно это никому. За меня об этом скажут священнослужители.

Православие как религия оказывает серьезное философское влияние на человека. Не обязательно быть аккуратным посетителем церкви, выполнять ежедневные молитвы - это все обрядовость, которая по сути в каждой религии имеет одинаковое значение. Но сама идеология православия, тезисы, если позволите - это уже не просто обряд или каноническое писание, это уже Вера. Можно не верить в святость иконы, но все равно носить Бога в душе. Православие формирует внутреннюю систему ценностей и табу у нашего абстрактного индивидуума, но не в императивной форме, а мягко. Он поступает хорошо (а если Вы помните, мы наделили его разумом) не потому, что боится Страшного Суда, кары небесной и вечных мук души. Он поступает хорошо, потому что не считает нужным поступать плохо.

В чем же сила православия, что позволяет оказывать такое действие? В отсутствии Кнута мы вроде уже убедились, так где же в таком случае Пряник? А Пряника тоже нет. Ни один живущий в современном мире думающий человек никогда не сможет головой примириться с сущестованием высшей силы, загробного мира, Рая - вечное блаженство не станет для него достаточной мотивацией для веры.

Человека в православии притягивает органичность и гармоничность. По моему глубокому убеждению (увы, я не знаком с научной точкой зрения), каждое живое существо имеет некоторую врожденную систему ценностей, обсуловленную биологически. Например, табу на кровосмешение, необходимость запасти пищу на себя и свою семью перед холодным сезоном, стремление создать семью. Очевидно, что языческие религии во многом отражают эти полуживотные первобытные убеждения. И тот факт, что православие (пусть и с незначительными трансформациями) успешно наложилось на религию древних славян - лучшее доказательство гармонии между биологической верой человека и религиозным учением.

Наступает явление своеобразного психологического резонанса, когда два несвязанных убеждения накла- дываются друг на друга и усиливаются. Можно попробовать даже построить таблицу соответствий:

ИНСТИНКТЫ ПРАВОСЛАВИЕ
стадное чувство общинность
моногамность идея семьи и верности
забота о детях и стаде любовь к ближнему

Список можно долго продолжать, но такой цели у меня нет.

И что же в результате получает наш индивидуум? Религиозное учение, которое во многом совпадает с его собственными убеждениями, которое поддерживает его. Православие позволяет почувствовать плечо едино- мышленника, показывает где спросить совета. Но мало этого: может быть время, а может мудрые древние каноники наполнили православие уроками, толчками к духовному развитию личности. Например: обычай просить прощения у каждого встречного в Прощеное Воскресенье. Пусть наш индивидуум не верит ни в то, что Бог простит, ни в искренность извиняющихся перед ним знакомых. Но сам он, сам, утром задумается о том, кому он причинил боль за прошедшее время, вспомнит каждого, у кого ему есть за что просить прощения. Это добровольное самосовершенствование, без ужаса перед карой небесной, а значит - искреннее.

Страхом нельзя добиться искренности. Так напуганный строгим преподавателем ученик лепечет о своих шалостях, но разве это искренность? Искренность - это добровольное желание говорить правду, а правда, добытая принуждением умирает, из истины превращается в мертвый факт. Так неужто же тихое и спокойное учение привлечет человека меньше, чем школярская религия, обещающая за каждый проступок кипящую смолу?

Православие помогает каждому найти в себе Бога. Упорядочить внутреннее понятие истины, порядочности, доброты. Размести сомнения в необходимости поступать согласно совести.

Перечитав написанное выше заметил, что при желании слово "православие" в статье может быть заменено любой другой религией...